Городская газета:
Обратная связь
Главная \ Сегодня в номере \ За будущим – в прошлое!
Актуально
Читать все
Два моста на ул. Ленина в январе закрывают на реконструкцию
Два моста на ул. Ленина в январе закрывают на реконструкцию

Масштабные ремонтные работы с 10 января стартуют на ул. Ленина на участке от ул. Сахалинской до заезда на оптово-торговую базу (ул. Украинская, 72). В рамках муниципального контракта будут капитально отремонтированы два автомобильных моста и проезжая часть.

Календарь
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

За будущим – в прошлое!

« Назад

За будущим – в прошлое! 10.12.2019 00:00

В Южно-Сахалинске возрождают классические русские традиции образования.

Когда мы слышим словосочетание «русская классическая школа», воображение услужливо подбрасывает нам картинки из прошлого: гулкие гимназические коридоры, монотонный шум зубрежки, тяжелые деревянные парты с крышками и непременно перьевые ручки с чернильницами-непроливашками. В свое время нас убеждали, что традиции российского традиционного образования закосневшие и неэффективные, поэтому новые поколения страны Советов и учиться должны иначе – по прогрессивным методикам. Однако сегодня, в век поголовной цифровизации, когда школу захлестнули реформы, инновации и мультимедийные технологии, все чаще и российские педагоги, и родители выступают за возвращение традиционного русского образования. В 2008 году этой идеей озаботились в Екатеринбурге, где была разработана новая образовательная система на основе лучших методик прошлого, которую назвали «Русская классическая школа» (РКШ).  Сейчас на территории России успешно работают уже более 50 РКШ.

Чуть менее года назад торжественное открытие Русской классической школы состоялось и в Южно-Сахалинске. Сейчас в ее составе два класса и три подготовительные группы. Занятия ведут три педагога. Идейный вдохновитель и директор школы – священник храма Вознесения Господня (г. Корсаков), руководитель Софийского центра русской культуры и духовного просвещения иерей Алексей Шустин.

Ученики и учителя РКШ Сахалин

Мотивация

Как оказалось, отца Алексея на открытие Русской классической школы в Южно-Сахалинске сподвигла семья.

 – У меня шестеро детей. Старшие уже получают высшее образование, а вот когда настала пора идти в школу средней дочери, мы с супругой решили обучать ее дома. И не потому, что плохо относимся к современной школе, а просто не совсем согласны с тем, что она предлагает и в методическом плане, и в организации школьной жизни, – рассказал священник. – Спустя три года подросли младшие дети, и мы, оценив, каких огромных усилий семейное образование требует от родителей, поняли, что для нас в большей степени подходят все же системные занятия.

отец Алексей Шустин

Отец Алексей

Наиболее приемлемый ее вариант отец Алексей увидел в гимназии при Свято-Алексиевской пустыни – православной общине, созданной в селе Новоалексеевка Ярославской области. Тамошние педагоги одними из первых в стране начали работать по методикам Русской классической школы. Оценив ее возможности, отец Алексей рассказал об РКШ на Сахалине. Его поддержали заинтересованные в альтернативном образовании своих детей родители, и в результате образовалась подготовительная группа по методикам РКШ в детском саду жилого комплекса «Зима».

А затем в Южно-Сахалинске состоялось официальное открытие Русской классической школы начального цикла. Сначала она разместилась при храме святителя Николая Чудотворца на улице Больничной, а к сентябрю нынешнего года переехала в Духовно-просветительский центр Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

Подробную информацию об образовательной системе Русской классической школы можно узнать на сайте https://russianclassicalschool.ru. Русская классическая школа на Сахалине – https://vk.com/sakhrksh.

Методическая база

 – Система образования в начальной Русской классической школе базируется на методиках великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского и представлена в его уникальных учебниках «Родное слово» и «Детский мир», – рассказала преподаватель РКШ Анна Делова. – Арифметику наши дети изучают по учебникам, разработанным в 1940-1950-х годах советскими педагогами-методистами Александром Спиридоновичем Пчелко и Григорием Борисовичем Поляком. Конечно же, учебники адаптированы к современным условиям.

Анна Делова

Анна Делова

Эти методики являются одним из трех базовых элементов, составляющих основу начальной РКШ. Остальные – воспитательная программа «Истоки» и уроки традиционной русской народной культуры.

 – В образовательную программу входят такие предметы, как русский язык, арифметика, история, каллиграфия, ручной труд, коллективные игры,– объяснила Анна Делова.– Что касается природоведения, то оно заложен в программу Ушинского «Родное слово». Например, если мы изучаем тему «Хлеб», она становится сквозной, и о хлебе мы говорим на всех без исключения уроках. В этом отношении учебник Ушинского уникален. С одной стороны, он дает текст, который мы разбираем, в том числе и с точки зрения этимологии слова, с другой – мы учимся оперировать этим словом и непременно пишем его на уроках словесности.

Чистописание и чтение

Дети в Русской классической школе пишут перьевыми ручками, обмакивая их в настоящие чернила, поэтому на каждой парте –архаичные чернильницы-непроливашки. Это один из основополагающих принципов РКШ. Помимо перьев здесь в ходу индивидуальные грифельные доски с мелками и автоматические карандаши, а вот шариковые ручки – под строжайшим запретом.

Урок чистописания

 – Сейчас уже доказано, что в результате использования шариковой ручки у ребенка вырабатывается плохой, небрежный почерк. Но ведь именно он – отражение внутреннего мира человека. Точнее, почерк его и формирует, – убеждена Анна Делова. – Использование шариковой ручки не требует особых усилий со стороны человека, она будет писать при любом положении руки, но в этом случае ни о какой эстетике и стабильности письма говорить не приходится. Что касается пера, оно требует от человека усидчивости, старательности. И потом каллиграфия – процесс эстетический. Отказ от перьевых ручек однозначно привел к отрицательным результатам, и мы это увидели лишь спустя 50 лет. Поэтому стремительный ввод новых технологий в образовательный процесс чреват самыми неожиданными результатами, о которых мы узнаем спустя годы. Например, повсеместное применение интерактивных досок выключает у ребенка воображение. Он теряет умение нарисовать картинку в уме, послушав устную речь или прочитав текст. В РКШ основа любого урока – беседа. И никаких интерактивных досок с презентациями!

Не менее трепетно относятся в РКШ и к чтению. Для педагогов важно, чтобы ребенок научился не только читать, но и слышать речь. Этим вплотную занимаются с подготовишками.

 – Сначала мы слушаем слова, определяем звуки, из которых они состоят, далее смотрим, как это написано, и только потом читаем, – объясняет педагог РКШ Евгения Аверьянова. – И дети начинают понимать, что написанное и сказанное слово – одно целое.

Ученики

Сейчас в РКШ Южно-Сахалинска обучаются 10 первоклассников, 7 второклассников и около20 подготовишек. Занятия проходят в просторных классах, у ребят – индивидуальные парты. Первое, что ощущается, – внутренняя свобода мальчишек и девчонок. Видно, что от-ношения между учителем и учениками совершенно комфортные и доверительные, потому и процесс обучения идет без сучка и задоринки.

Меня, например, потрясли второклашки, которые занимались устным счетом. Они легко складывали и вычитали в уме двузначные числа (никаких подсчетов в столбик, калькуляторов и про-чих гаджетов!) и играючи, опять же устно, решали заковыристые задачки.

Не меньший восторг вызвали первоклассники, старательно выводившие перьевыми ручками поздравления своим мамам (дело было в канун Дня матери). Получалось по-настоящему каллиграфично, со всеми необходимыми нажимами и завитушками, и ребятишкам явно нравилось этим заниматься.

Урок чистописания2

Урок чистописания

Однако возникает закономерный вопрос: а что дальше? Будет ли Русская классическая школа в Южно-Сахалинске развиваться до полного цикла или ученикам придется после 4-го класса отправляться в обычные муниципальные школы?

Перспектива

 – Форма организации нашей школы – семейное образование, то есть коммерческая составляющая отсутствует полностью, – объяснил отец Алексей.– Такой подход вряд ли даст нам возможность построить школу полного цикла. Если кто-то захочет в нее вложиться – это другой вопрос. Второй момент, который стоит на пути нашего дальнейшего развития, – это отсутствие своего здания. Его наличие является обязательным для создания школы и получения лицензии. Эту проблему мы сейчас пытаемся решать.

 – Однако вопрос даже не столько в здании, сколько в учителях, – продолжила Анна Делова. – Это должны быть люди, которые искренне заинтересованы в развитии именно этой образовательной системы, и они нам, конечно, нужны. И последнее. Даже если не удастся организовать в Южно-Сахалинске школу полного цикла, родителей это не должно пугать. Ребенок, который окончил 4 класса РКШ, спокойно пойдет в обычную школу, потому что будет иметь развитую речь, крепкую базу по русскому языку, арифметике, истории, обладать хорошими навыками самостоятельной мыслительной деятельности. Поэтому даже в условиях формального современного обучения он не потеряется.

Юлия ВЯТРЖИК

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Слайдер партнеров
Контакты
Адрес:
Южно-Сахалинск
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
`$site.phones[0].num_title`
Обратная связь
Подписка на электронную версию газеты