Городская газета:
Обратная связь
Главная \ Сегодня в номере \ Ледяной вопрос
Актуально
Читать все
"Ты уникальная!"
"Ты уникальная!"

Так называется необычный конкурс красоты, проходящий в Сахалинской области.

Дома для авто
Дома для авто

В островной столице в следующем году появятся новые многоуровневые парковки.

Субсидия на развитие
Субсидия на развитие

Администрация Южно-Сахалинска реализует несколько грантовых программ и призывает граждан активнее использовать этот ресурс для реализации социальных проектов.

Календарь
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Ледяной вопрос

« Назад

Ледяной вопрос 19.11.2019 16:15

Ударить цифровизацией по ледовым ловушкам, лесным пожарам и браконьерским станам предлагает ученый Владимир Пищальник.

"Миром владеет тот, кто владеет информацией. Это бесспорно. И об этом должны помнить наши власти". Владимир ПИЩАЛЬНИК, доктор технических наук

С термином «ледовая разведка» я впервые столкнулась в чудесной повести «Вчерашние заботы», написанной капитаном дальнего плавания Владимиром Конецким. Тогда, в советские времена, эта служба занималась исследованием ледовой обстановки и обеспечивала безопасность мореплавания по Северному морскому пути (СМП). Сейчас, когда миром уверенно завладевают цифровые технологии, развиваются и иные методы мониторинга. Дальневосточный морской транспортный коридор, который является продолжением СМП, начинается от Берингова пролива, проходит через Берингово, Охотское и Японское моря и завершается в порту Находка, находится под контролем научно-исследовательской лаборатории дистанционного зондирования Земли Сахалинского государственного университета и Российской академии наук. Ее возглавляет профессор кафедры геологии и природопользования Технического нефтегазового института СахГУ  доктор технических наук Владимир Пищальник. В недавнем прошлом – сотрудник службы ледовой разведки, за его плечами почти календарный год налетанных часов. Область исследований, которыми он занимается, - гидрология, гидрохимия, ледовый режим дальневосточных морей и моделирование природных процессов. В послужном списке – около 140 опубликованных научных трудов. Завершается работа над новой книгой – «Цифровые технологии для моделирования природных процессов». Однако главная забота Владимира Пищальника на сегодняшний день – создание на базе лаборатории центра прогнозирования с применением ГИС-технологий. Но реализация этого крайне важного для нашего региона проекта под угрозой срыва. Рассказывает Владимир ПИЩАЛЬНИК.

пищальник

Про лабораторию

 – Одним из направлений деятельности лаборатории уже в обозримом будущем может быть отслеживание Дальневосточного морского транспортного коридора от бухты Провидения до Владивостока. Мы занимаемся серьезной научной работой, осуществляем круглосуточное наблюдение, в нашем активе – многолетние исследования и огромная база данных. Составляем карты рекомендованных ледовых маршрутов для судов, следующих по дальневосточным морям, ведем оперативный мониторинг вулканической активности, лесных пожаров, отслеживаем местонахождение незаконных ставных неводов, то есть обрабатываем и картируем огромный массив спутниковых данных, которые получаем при помощи современнейшего антенно-аппаратного комплекса.

ГИС – географическая информационная система. Она позволяет картировать объекты окружающего мира, анализировать их по большому количеству параметров и на основе этих данных прогнозировать самые различные события и явления. Столь мощная технология дает возможность решать огромное количество задач, в том числе и предотвращать экологические катастрофы.

Про работу

 – Важность нашей работы сложно переоценить. Возьмем одну, на мой взгляд, самую насущную проблему – структуру ледяного покрова в дальневосточных морях. В Арктике лед успевает вымерзать, становится кристаллическим и отлично раскалывается. Наши дальневосточные льды совсем другие – они мягкие, потому что не успевают кристаллизоваться и поэтому обладают повышенной адгезией (прилипанием). То есть суда, которые прошли арктическую часть СМП, в дальневосточных морях попадают в «мягкие лапы» льда, который буквально присасывается к судну, и вырваться из их плена ох как непросто. Пренебрежение этими обстоятельствами – негосударственный подход к делу. Сейчас по Северному морскому пути перевозится 10 млн тонн груза, по указу президента России до 2024 г. объем грузопотока вырастет до 80 млн тонн, а в дальнейшем увеличится еще вдвое! Поэтому главная задача – обеспечить безопасность судов в дальневосточных морях, и выполнить ее сможет наша лаборатория. Мы находимся в такой географической точке, которая позволяет нам отслеживать ситуацию не только на всем дальневосточном участке СМП, но и по Дальнему Востоку вплоть до Байкала. В нашем распоряжении данные, полученные за 50 лет исследований. Мы готовы поставлять информацию всем, кому она необходима, от пограничников и моряков, до лесников и работников сельского хозяйства.

Про деньги

 – Но для того, чтобы мы работали эффективно, требуется финансовая поддержка. Деньги нужны на обустройство лаборатории, на ее расширение, наконец, на обучение и привлечение кадров. Сейчас в нашей лаборатории 1,3 ставки. Работать некому. У нас крайне  недостаточное бюджетное финансирование. Сами мы не можем зарабатывать, потому что на сегодняшний день денег на покупку нашей информации ни у государственных структур, ни у бюджетников нет. Лейтмотив у всех один: мы получаем необходимую информацию централизованно, а на приобретение оперативных данных денег у нас нет. Ответить на это я могу известным анекдотом: «Вы какие щи любите? Вчерашние. Тогда приходите завтра…» Централизованная информация из Москвы для Дальнего Востока всегда устаревшая. Это надо очень четко понимать.

Давайте посчитаем, в какие деньги выливается отсутствие оперативных данных. Около года назад в проливе Лаперуза во льдах затерло теплоход «Игорь Фархутдинов»,  который шел из Малокурильского (о. Шикотан) в порт Корсаков. Забавно, как в этой ситуации отреагировала Москва: опубликовала карту, на которой Корсаков оказался в заливе Терпения на месте Поронайска. Это к слову о достоверности централизованной информации. Из-за отсутствия оперативных сводок капитан не знал, что ледяные поля закрыли проход, по которому они прошли несколько дней назад. Поэтому на обратном пути теплоход оказался в ледовом плену и несколько дней дрейфовал. Чтобы выручить судно, туда отправили ледокол. Стоимость этой трехдневной операции составила около 4 млн рублей. Вывод напрашивается сам собой…

Про власть

 – Эту тему я начал разрабатывать еще в 1993 году. Обратился к тогдашнему вице-губернатору Виктору Сиренко и предложил создать информационный центр при администрации Сахалинской области. Он идею одобрил, но вскоре покинул остров. Следующие поколения островных губернаторов меня услышать не хотели. Рассчитываю на то, что Валерий Лимаренко, как человек науки, обратит внимание на идею создания центра. Мы сейчас постоянно говорим о цифровизации, но многие понимают это слишком узко, в пределах электронного документооборота. Так вот формирование информационного центра, который будет отслеживать и прогнозировать практически все процессы на Дальнем Востоке, начиная от ледовых маршрутов, заканчивая лесными пожарами, это и есть самая что ни на есть цифровизация.

20191107_141129

Про опыт

 – Я проработал в ледовой разведке 15 лет и не понаслышке знаю о финансовых потерях, связанных с проблемами ледовых походов судов по дальневосточным морям. Если капитаны обходят ледяные поля, огибая Хоккайдо, то теряют, как минимум, двое суток, а это огромные деньги. Хорошо, когда все заканчивается  благополучно и судно, побывав в ледовом плену, может продолжать свой путь. А если лед даванул так, что оно получило повреждения? Представляете уровень затрат? Этого помогает избежать рекомендованный путь, который проложен специалистами. Конечно, бесплатно данные никто не даст, но их стоимость несоизмерима с потерями.

Огромный опыт дает нам возможность так организовывать маршруты, что суда проходят практически без потерь времени. Руку набили во время работы на шельфовых проектах. Мы месяцами не вылезали с «поляны» (так моряки называют акваторию у стационарных платформ) и ощутимо продлевали навигацию. Мы, например, знаем, как долго и где будут сохраняться полыньи, где надо искать проходы в зонах тяжелого льда, где и когда будут формироваться разряжения льда, где можно встретить ледяные острова. На севере Сахалина появляются стамухи – гигантские образования изо льда, сидящие на мели, достигающие 12 метров высоты, 14 – глубины и веса – до миллиона тонн! При определенных условиях они могут уходить в самостоятельное плавание. Опасно? Конечно! Поэтому лезть на авось в наших морях нельзя! Просто надо знать, где пройти, а мы можем подсказать эту дорогу.

Послесловие

 – Подытожу. Наша лаборатория, при условии создания на ее базе центра, может выполнять колоссальный объем работы. Что для этого нужно? Прежде всего, увеличение штата до 8 человек. Деньги на поддержку аппаратно-антенного комплекса и приобретение дополнительных модулей. Передача в ведение лаборатории суперкомпьютера СахГУ с дополнительным штатом на его обслуживание. Тогда можно говорить о создании группы так называемых облачных технологий. В целом годовое содержание центра обойдется областной казне в 19 млн рублей.

29 ноября в Сахалинском государственном университете в аудитории №14 по адресу: ул. Ленина, 290, состоится круглый стол, на который приглашено около 40 представителей различных ведомств, в том числе и правительства области. Кроме них будут студенты, которые принимают участие в работе лаборатории. Мы расскажем, чем занимаемся, и постараемся объяснить роль нашей лаборатории в процессе дальнейшего развития Сахалинской области и Дальнего Востока в целом.

Записала Юлия ВЯТРЖИК

 

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Слайдер партнеров
Контакты
Адрес:
Южно-Сахалинск
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
`$site.phones[0].num_title`
Обратная связь
Подписка на электронную версию газеты