Городская газета:
Обратная связь
Главная \ Сегодня в номере \ Цифровая школа
Актуально
Читать все
До встречи у фонтана!
До встречи у фонтана!

Парк культуры и отдыха имени  Ю. Гагарина ждет жителей и гостей островной столицы.

Календарь
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Цифровая школа

« Назад

Цифровая школа 03.09.2019 02:59

Отказ от бумажных носителей, электронные учебники и индивидуализация обучения – слагаемые новой системы, по которой будет развиваться образование в Южно-Сахалинске в ближайшие 11 лет.

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе…», - кто из представителей среднего и старшего поколений южносахалинцев не напевал с ностальгической грустью эту нехитрую песенку, ставшую гимном первоклашек в СССР! Она была сочинена еще тогда, когда казалось, что советское народное образование – система незыблемая.  Однако время опровергло это убеждение. Сегодня мы стоим на пороге глобальной перестройки системы образования во всем мире. Этот процесс запустили уникальные технологии, кардинально изменившие жизнь человечества. Сегодня повсеместно разрабатываются принципиально новые подходы к обучению подрастающего поколения, которые уже в ближайшем будущем станут элементами  мировой образовательной сети. Конечно же, не осталось в стороне и педагогическое сообщество городского округа «Город Южно-Сахалинск». Итогом большой работы стала Концепция развития системы образования областного центра до 2030 года. Она была представлена на Первом Южно-Сахалинском образовательном форуме «Образование – энергия будущего» (ЮСОФ-2019) и получила высокую оценку ведущих экспертов России в сфере образовательной политики.  Об особенностях Концепции рассказывает руководитель городского департамента образования Анастасия КИКТЕВА.

Киктева

  – Анастасия Николаевна, почему для реализации Концепции определен именно этот временной период – с 2019 по 2030 год?

 – Столь далекий горизонт планирования выбран не случайно. Дети, которые 1 сентября нынешнего года впервые сели за парты, в 2030 году будут делать свой профессиональный выбор. Новые образовательные технологии, предусмотренные Концепцией, должны помочь сформировать у них ряд так называемых мягких компетенций, или надпрофессиональных навыков, необходимых во взрослой жизни. Это умение работать в группе, решать проблемы, быть лидером, проявлять критическое мышление, управлять временем, то есть тот набор качеств, которые, во-первых, должны помочь с выбором профессии, а во-вторых, дадут возможность смело ориентироваться в нашем непредсказуемом мире. Конечно, невероятно сложно сейчас, находясь в 2019 году, спланировать результат 2030-го, но мы над этим работаем каждый день.

1 сентября за парты в городском округе «Город Южно-Сахалинск» сели свыше 25 тысяч школьников. В их числе более 3 тысяч первоклассников, которым и предстоит стать первопроходцами новой Концепции развития системы образования в областном центре.

 - Безусловно, в Концепции нашли отражение такие тренды, как цифровизация школы, выход образовательного процесса за рамки учебного учреждения, усиление роли дополнительного неформального образования, иное качество педагога в новых реалиях современности. Они характерны как для мирового сообщества и образования в целом, так и для России. Эти основополагающие тезисы и легли в основу нашей Концепции. Безусловно, ее шаги согласованы с плановым бюджетным документом – трехлетней программой развития образования в г. Южно-Сахалинске, что позволит нам тактически просчитывать и успешно реализовывать глобальные задачи, которые мы поставили перед собой.

 – Как оценили Концепцию эксперты – участники ЮСОФ-2019?

 – Оценка положительная. Они отметили, что впервые на уровне администрации города происходит серьезное осмысление процессов, наблюдаемых в обществе. Причем продемонстрирована лидирующая роль образования в формировании человеческого капитала. Эти, казалось бы, пафосные слова на самом деле отражают реальную действительность. Есть четкое понимание того, что если пропущен какой-то период формирования определенных компетенций и навыков у ребенка в дошкольном возрасте, то они, возможно, никогда у него не сформируются. То же самое касается и школьного периода. Сегодня пришло осознание того, что от города, в котором создается комфортная, благоприятная среда, мы идем к городу, где также активно развивается современное образование, и это очень важная, знаковая вещь.

 – Что нового в соответствии с Концепцией должно появиться в наших школах в предстоящие 11 лет?

 – Прежде всего полная цифровизация. Мы живем в мире огромного объема информации, как сейчас говорят, в эпоху технологии Big-Data. Поэтому все большее распространение получают электронные носители ее хранения и обработки. Например, школы Южно-Сахалинска уже отказались от бумажных дневников и журналов. Их просто нет. Вся система оценивания заносится в единую информационную базу «Сетевой город».

Следующий этап – мы должны научиться анализировать эти данные, анализировать результаты государственной итоговой аттестации в разрезе «ученик – школа – учитель-предметник» для того, чтобы на ранних этапах выявлять затруднения и успешно их преодолевать.

Далее запланирован переход на активное использование цифровых образовательных ресурсов, таких как «Яндекс. Учебник» или «Учи.ру», и различных форм дистантного  обучения (дистантная форма обучения — это получение образовательных услуг без посещения учебного учреждения. – Прим.ред.). Но прежде необходимо повысить компетентность и педагогов, и родителей для грамотного их использования, и это еще одна задача, которую нам предстоит решить.

Другое направление Концепции – развитие дополнительного неформального образования, которое должно стать непрерывным. Сейчас общество приходит к осмыслению того, что взрослый человек, получив профессию, в течение всей жизни образовывается и повышает свою квалификацию. Поэтому мы ставим перед собой задачу картирования ресурсов дополнительного образования в нашем городе и перевода их на цифровую платформу, что позволит любому человеку при построении своего индивидуального образовательного маршрута использовать данную базу.

Это напрямую связано с еще одним трендом современного образования – переходом от массового усредненного образовательного процесса к его индивидуализации. Прежде всего это делается для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые инклюзивно включены в процесс. Для них создается своя база и общего, и дополнительного образования. В частности, Дворец детского (юношеского) творчества в этом году принимает участие в программе, результатом которой станет организация в Южно-Сахалинске дистанционного дополнительного образования для детей-инвалидов.

То есть технологии, которые еще несколько лет назад казались нам далекими, становятся все ближе. Например, электронные учебники. Сейчас они закуплены двумя образовательными учреждениями Южно-Сахалинска – гимназией №2 и школой №32. Проведем эксперимент по их использованию, а потом масштабируем данную практику для других образовательных учреждений.

 – Исполнение Концепции, очевидно, предъявляет особые требования и к педагогам…

 – Все изменения, которые должны произойти в системе образования, требуют повышения профессионального уровня и компетентности педагогов. Эту задачу ставит перед нами и национальный проект «Образование», одна из целей которого – формирование учителя будущего. Поэтому нам предстоит работа над развитием системы наставничества, запланирован ряд мероприятий в этом направлении. Впервые попробуем в этом году конкурс грантовых проектов в сфере самообразования, продолжим сотрудничество с общественной организацией «Объединение молодых учителей», со Школой молодого специалиста. Кроме того, запланировано проведение ряда авторских вебинаров серии «Молодой педагог и наставник», которые московское издательство «Просвещение» подготовило специально для учителей Южно-Сахалинска.

 – Сейчас многие мечтают о возрождении советской образовательной системы. Это возможно?

 – Я по специальности учитель биологии и на этот вопрос отвечу как биолог: процесс эволюции необратим. Тот, кто из него вышел, к сожалению, обречен на вымирание. Это закон. Природу вспять не повернешь, поэтому что было, то прошло. Однако человеку свойственно считать, что тогда, в прошлом, было лучше, как говорят, и снег белее, и вода мокрее. Еще одна особенность на-шей психологии – забывать плохое и помнить только хорошее. Отсюда и недоверие к новому, не всегда понятному. Не случайно еще в Древней Греции один мудрец скорбел о прошлом, говоря так: «Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен…». Если это свойство человеческой психики было отмечено еще древними греками, то, безусловно, я эту кальку перенесла бы сейчас и на наше отношение к советской системе образования. Любая система – отражение существующего строя, и образование как его неотъемлемая часть эволюционирует вместе с ним. Поэтому советская образовательная система в современных условиях, скорее всего, была бы нежизнеспособной.

Беседовала Юлия ВЯТРЖИК


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Слайдер партнеров
Контакты
Адрес:
Южно-Сахалинск
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
`$site.phones[0].num_title`
Обратная связь
Подписка на электронную версию газеты