Городская газета:
Обратная связь
Главная \ Сегодня в номере \ Четвертая высота
Календарь
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Четвертая высота

« Назад

Четвертая высота 14.07.2020 00:00

Два диплома в одни руки, партнерство с МГУ, подводная робототехника и риторика как обязательный предмет – таковы только некоторые новые реальности Сахалинского государственного университета.

В истории главного вуза островного региона – три важные даты. Первая – 1949, год основания Южно-Сахалинского учительского института.  Вторая – 1954 год.  Тогда институт сменил статус, став государственным педагогическим (ЮСГПИ). Третья, по-настоящему поворотная точка в истории вуза, пришлась на 1998 год: он был преобразован в университет. Четвертой исторический датой для СахГУ, вполне возможно, станет нынешний, 2020 год. в этом убеждают изменения, которые начали происходить в университете с приходом нового руководителя. О том, что поможет вывести вуз на современную высоту, рассказывает Мария ГАНЧЕНКОВА,  временно исполняющая обязанности ректора Сахалинского государственного университета.

Мария

Мария Ганченкова окончила Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности «инженер-физик». Преподавала в крупных российских и зарубежных вузах. Кандидат физико-математических наук. Создала с нуля высшую инжиниринговую школу Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, занималась разработкой индустриально ориентированных программ и проектным образованием.

 – Мария Герасимовна, на мой взгляд, последние несколько лет Сахалинский государственный университет пребывал в состоянии затяжного кризиса...

 – Действительно, ситуация в университете складывалась не самым лучшим образом, и кое-кто сомневается, что можно вывести вуз на достойный уровень. Но я считаю, что ставить перед собой амбициозные цели необходимо, в противном случае ничего и не добьешься.

Главное, что у нас есть сейчас, – это поддержка регионального правительства. Мы идем вместе, формируем задачи, исходя из стратегии развития области. Благодаря такому плотному взаимодействию активно отзываются на сотрудничество потенциальные работодатели, и это очень важно. Недавно мы обсуждали с министром энергетики Сахалинской области Германом Тютюковым возможности расширения профильного образовательного направления. Сейчас планируем встречу с представителями министерства архитектуры и градостроительства, будем обговаривать актуальное для Сахалинской области направление «Градостроительство». Кстати, университет уже участвует в  пересмотре принципов формирования городской среды. В Южно-Сахалинске реализуется проект по преобразованию трех микрорайонов, и наши студенты активно вовлечены в процесс осмысления и обсуждения предложенных идей.

 – Насколько я знаю, вы налаживаете контакты с ведущими вузами России и планируете совместные образовательные проекты.

 – Да, мы активно работаем в этом направлении. Сейчас договариваемся с Томским политехническим университетом. Там совместно с известным шотландским университетом Heriot-Watt (г. Эдинбург) создан центр подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела. В планах – совместно открыть подобную площадку в нашем университете. Она поможет сахалинским ребятам получать знания на уровне ведущих международных школ в нефтегазовой сфере, не уезжая с островов. Однако, учитывая высокие требования центра к обучающимся, нам предстоит непростая задача по пересмотру базового образования в нашем университете и повышению его уровня. Я имею в виду физику, математику, цифровые технологии.

Кроме этого планируем разработать и открыть ряд направлений подготовки, актуальных для отраслей региональной экономики. В электроэнергетике, например, будет изучаться технология создания цифровых двойников сетей. Студенты направления «Прикладная математика и информатика» займутся освоением транспортной логистики, в том числе цифровой, роль которой в регионе многократно возрастает в связи с активным развитием проектов Северного морского пути. Если мы говорим об экологии, конечно же, речь заходит об освоении ресурсов Мирового океана, в том числе о создании фонда пространственных данных, которые формируются с помощью цифровых технологий.

 – Какие еще нововведения планируются?

 – В образовательную программу востоковедения мы добавили международную экономику. Это решение вполне обоснованно, ведь, выстраивая стратегию экономического развития региона, мы должны ориентироваться на ближайших соседей, поскольку это наш потенциальный рынок. Соответственно, их нужно чувствовать и знать. А это возможно только через понимание ментальности, культуры, экономики и, конечно же, через знание языка.

Что касается русского языка, мы планируем ввести отдельным модулем риторику, причем для всех без исключения образовательных направлений. Вести диалог, оппонировать, представлять, грамотно говорить – это универсальное умение, которым должен обладать любой образованный человек.

Туристическое направление мы будем обновлять в сотрудничестве с географическим факультетом МГУ. В качестве проектов, которые наверняка заинтересуют студентов, мы хотим предложить создание виртуальных туристических туров по Сахалинской области с упором на экотуризм. Программа так и называется: «Региональный туризм и гостиничные комплекты: от проектирования до управления». И это лишь малая часть грядущих нововведений.

 – А что ждет педагогические направления?

 – Мы планируем уже в этом году расширять компетенции классического педагога, достраивая их современными направлениями, в частности блоком цифровых технологий. Сегодняшний педагог должен знать, что такое нейроассистенты, правильно работать в дистанционном формате и использовать в своей практике технологии дополненной реальности.

Будущим преподавателям физики и математики мы решили предложить в качестве дополнительной компетенции робототехнику. Когда они придут в школы, смогут вести факультативные занятия по проектированию, конструированию, то есть заниматься с учениками прикладной наукой. Это направление, которое содержит актуальную для Сахалинской области компетенцию по разработке подводной робототехники, мы намерены реализовывать с участием вузов-партнеров, в том числе МГТУ им. Баумана.

Что касается филологии, планируем предложить студентам направление «Новые медиа и визуальные коммуникации». Навыки, полученные при прохождении этого курса, универсальны и могут быть применены во многих отраслях. В школе, например, такой педагог сумеет сформировать медиапространство, что поднимет жизнь учебного заведения на качественно новый уровень.

То есть мы ни в коем случае не собираемся сокращать педагогический блок, просто дополняем его новыми, востребованными в современном мире компетенциями. И это, опять же, лишь малая толика планируемых нововведений.

 – Недавно вы подписали соглашение с региональным правительством и Корпорацией развития Сахалинской области о совместной реализации образовательного проекта «Два диплома». В чем его суть?

 – Каждый абитуриент, который успешно проходит конкурсный отбор и поступает на бюджетное место, автоматически получает предложение присоединиться к проекту «Два диплома». Если соглашается, то помимо выбранного направления будет обучаться по программе профессиональной подготовки в вузе-партнере, осваивая нужную ему специальность. По окончании университета студент получает диплом о высшем образовании и диплом о присвоении ему дополнительной квалификации с правом ведения профессиональной деятельности.

подписание договора о реализации проекта Два диплома

Помимо этого у нас есть программы, которые дают студенту возможность получить два равноценных диплома о высшем образовании – в СахГУ очно, во втором вузе заочно. Это направления «Цифровая транспортная логистика», партнером которого выступает Российский университет транспорта, и «Промышленная и информационная безопасность» совместно с Санкт-Петербургским университетом аэрокосмического приборостроения.

 – Это очень сложно – одновременно учиться в двух вузах...

 – Да, сложно. Но мы отдаем себе отчет, что те специалисты, которых мы сейчас готовим, через несколько лет придут работать в бизнес, во власть, в аналитику, в систему управления биоресурсами, экономикой природопользования, в том числе в рамках стратегии использования ресурсов Мирового океана «Голубая экономика». Это очень серьезные сферы, они затрагивают вопросы геополитики, поэтому аналитика, в том числе предиктивная, которая позволяет принимать правильные управленческие решения, требует подготовленных специалистов. Наши выпускники должны быть крепкими профессионалами и понимать причинно-следственные связи процессов, происходящих в мире.

Собственно, в этом и состоит суть идеи двух дипломов – дать студентам возможность, не уезжая с островов, получить высококачественное образование, которое позволит им в будущем выстраивать успешную карьеру. И конечно же, мы рассчитываем, что они будут реализовываться здесь, в Сахалинской области.

Беседовала Юлия ВЯТРЖИК

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Слайдер партнеров
Контакты
Адрес:
Южно-Сахалинск
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
`$site.phones[0].num_title`
Обратная связь
Подписка на электронную версию газеты