73 года назад закончилась Вторая мировая война, в которой участвовали и совсем юные моряки.
« В годы войны 25 судов Дальневосточного пароходства, а с ними более 400 моряков, в том числе 59 юнг, погибли от минных взрывов, в схватках с военными кораблями, самолетами и подводными лодками противника.
Игорь Небыловский и Николай Устинов
Они родились в один год и жили в одном городе, но друг друга не знали. Окончили школу юнг, но с разницей в один год, потому и не познакомились. Оба начали свой боевой путь на судах Дальневосточного пароходства, но и тут судьба их развела: один ходил в США за ленд-лизовскими грузами, второй освобождал Корейский полуостров, участвовал в боевых действий на Южном Сахалине и Курильских островах. Пути их пересеклись уже после войны, в портовом городе Холмске. Дружба этих удивительных людей проверена и временем, и историей. Знакомьтесь: Николай Васильевич УСТИНОВ и Игорь Иеронимович НЕБЫЛОВСКИЙ – юнги Дальневосточного флота, ветераны войны и труда.
Николай Устинов
Родился 14 декабря 1929 года во Владивостоке. В 1943 поступил в школу юнг. С мая 1944 года регулярно участвовал в рейсах в Америку и Канаду, доставляя на Родину грузы по программе ленд-лиза. После войны выучился на капитана дальнего плавания. Трудовой стаж – 60 лет. На Сахалине с 1950 года. В числе наград - орден Отечественной войны 2 степени, медали « За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», « За Победу над Японией», « Маршал Советского Союза Жуков», « Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», почётные знаки « Участник плавания в конвоях», « Юнга огненных рейсов» и другие. Живет в г. Холмске. С 1978 года руководит региональным советом юнг.
Опасный Тихий океан
В первый свой рейс я отправился в 1944 году. Пошли мы в США, потом на Канаду. Конечно, было опасно, японцы наши суда топили, торпедировали, несмотря на договор о нейтралитете. Поэтому на нашем торговом пароходе «Брянск» установили восемь пушек типа «Эрликон». Меня назначили командиром такого орудия. Помимо торпед, нас в пути подстерегала еще одна опасность - плавучие мины. Мы видели, как взрослые боятся, порой мучительно. А нам помогал справиться с чувством опасности возраст. Мы были подросткам, почти детьми, и страха никогда не испытывали! И потом, мы воспитаны были так, что для нас все эти опасности побоку, главное – за Родину, за Сталина, вперед!
Заграница
Всего в 1944-1945 год я совершил 12 рейсов на США и Канаду. Нам там нравилось, особенно в Америке. Мы очень быстро познакомились и подружились с местными ребятами. Помню, подходим в берегу, швартуемся, а они уже бегают по причалу, руками машут! В Америке мы оценили автоматы с шоколадом. И, конечно же, воровали оттуда сладости. Дело это нехитрое, главное – знать, куда и с какой силой стукнуть по этому агрегату. И в самоволку, бывало, ходили до самого утра, а потом лезли на судно по канатам, чтобы вахтенный не увидел.
Первый шопинг
Николай Устинов в США, 1944 г.
У меня сохранилась фотография, где я запечатлен в 1944 году в США, в порту города Олимпия, штат Вашингтон. Форма на мне американская: шапочка шерстяная, куртка, штаны, ботинки… Когда первый раз пришли в Америку, были одеты ужасно, кто в фуфайке, кто в старом драном отцовском пальто. Перед тем, как сойти на берег, нам выдали дополнительно к зарплате по 30 долларов на покупку одежды. По магазинам с нами отправился помполит (первый помощник капитана по политической части), чтобы помочь выбрать то, что надо. Там мы и приоделись.
Победа
О том, что война закончилась, мы узнали, когда находились в Канаде, в Ванкувере, и тут же приостановили погрузку. Жители Ванкувера собрались на причале у нашего судна, поздравляли нас, искренне радовались и ликовали вместе с нами, а по городу были развешаны портреты Сталина. А потом помполит организовал торжество: кок наварил огромный котел отличного борща, накрыли столы, разлили водку, и мы дружно отметили День Победы.
Трудовой конвейер
В августе 1945 года мы, возвращаясь из Ванкувера, получили приказ завернуть к Сахалину и блокировать северное побережье Хоккайдо, чтобы не пропустить японские суда на Сахалин и Курильские острова. Помню, как ночью высаживали на Курилах разведчиков. За время боевых действий судно не раз обстреливали японцы из зенитных орудий, вокруг шныряли вражеские субмарины, а самолёты противника сбрасывали торпеды. Однажды несколько торпед пошло в сторону « Брянска», но благодаря хорошему маневрированию судна они прошли мимо. 3 сентября мы отправились на Магадан, там перегрузка-выгрузка, и опять ушли в рейс на США. Это был безостановочный конвейер…
Игорь Небыловский
Родился в Спасске-Дальнем 17 марта 1929 года. В 1937 переехал с семьей во Владивосток. В 1944 году поступил школу юнг. Окончив ее, был направлен матросом второго класса на военизированное судно «Новороссийск». В августе 1945 года принимал участие в боях за освобождение Корейского полуострова, а также Южного Сахалина и Курил. Демобилизовался в 1947 году, в 1950 переехал на Сахалин, в город Холмск. Работал в Холмском торговом порту, на судоремзаводе, в органах МВД, на базе Управления морского рыболовного и зверобойного флота. Ушёл на пенсию в 1996 году. Награждён орденом Великой Отечественной войны 2 степени, орденом КПРФ « Партийная доблесть», медалями « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», « За безупречную службу», памятной медалью в честь юбилея освобождения Южного Сахалина и Курильских островов, имеет звания « Ветеран Тихоокеанского флота», « Ветеран труда» и другие. Живет в Холмске.
Школа юнг
В 1944 году во Владивостоке я поступил в школу юнг. Занимались мы недолго, около двух месяцев, но серьезно изучали американскую и японскую морскую технику. Когда окончили курсы, я получил от капитана порта мореходную книжку, звание «матрос 2-го класса» и направление на судно «Новороссийск». Оно было оборудовано пушками, пулеметами и аппаратами для сбрасывания глубинных бомб против подводных лодок. Так в 1945 году началась моя военно-морская карьера.
Игорь Небыловский с однополчанами, 80-е г.
Опасные переходы
Работали много, занимались перевозками и доставкой грузов. Получили направление идти за грузом в Америку, в Сан-Франциско, но нас завернули назад. В районе Алеутских островов была неприятная встреча с японской подводной лодкой, еле мы от нее удрали. Туман помог и умелые маневры нашего легендарного капитана Бориса Николаевича Артюха, который сохранил и судно, и экипаж.
Спасение на водах
По пути назад зашли на Камчатке в бухту Ахомтен (сейчас бухта Русская) лоцмана взять, там очень сложный рельеф, рифы, и вдруг увидели сигнальную ракету. Смотрим, вдалеке лодка резиновая болтается! Оказалось, там трое американских летчиков, их самолет сбили японцы, и они 17 дней пробыли в океане. Мы доставили их в Петропавловск-Камчатский, а потом до 20 августа 1945 года осуществляли перевозки военных грузов.
Боевые действия
После пришли во Владивосток, там взяли десант, конвой из подводных лодок и эсминцев и пошли на Японию. Но туда мы не попали, потому что на Хоккайдо уже высадились американцы, поэтому мы получили приказ идти на Сахалин, в порт Маока (ныне г. Холмск). Ну, здесь ужас был. Мы вторым эшелоном подошли, но попали в самое пекло, война здесь была в разгаре, пули свистели, только успевай уворачиваться.
Корея
Потом в Корею сходили, были в портах Расин, Сенкосин, Сейсин и Гёнзан. В Сейсине разгорелся сильный бой, мы принимали в нем участие. У нас на корме были установлены тяжелые орудия и около 10 пулеметов крупнокалиберных, а на баке – скорострельная пушки, и мы вели бой с борта нашего судна, которое, по сути, было неприступной крепостью. Мы, молодежь, воевали на равных со старшими членами команды. Что нами двигало? Искренняя ненависть к противнику. Это помогало преодолеть страх.
Опасное приключение
Помню еще случай. Вывозили мы пленных японцев с Курил. Когда шли по проливу между Хоккайдо и Сахалином, они повязали охрану, и попытались захватить судно. Но капитан Артюх заявил им, что если они не вернутся в трюм, он откроет кингстоны и затопит судно. Это подействовало, японцы подчинились. Конечно, было страшно! Вот такие приключения…
Дни Победы
9 мая 1945 года я находился во Владивостоке. Ликование, салют – все было. А 3 сентября, когда закончилась вторая мировая, я плохо помню. Стерлось это событие в моей памяти, но точно знаю, что в этот день я тоже был во Владивостоке. Через два года после окончания войны демобилизовался, а потом мама, которая с отчимом переехала на Сахалин, уговорила меня переехать к ним. Так я в канун 1950 года прибыл в Холмск. С тех пор здесь и живу…
Игорь Небыловский и Николай Устинов встречаются с молодежью, 2015 г.
Послесловие: полная версия интервью с Николаем Устиновым и Игорем Небыловским будет опубликована в 4 томе альманаха «Победители», который выпускается под патронатом депутата ГД РФ Георгия Карлова и выйдет из печати в ноябре нынешнего года.
Страницу подготовила Юлия ВЯТРЖИК
Комментариев пока нет
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, но забыли пароль или Вам не пришло письмо подтверждения, воспользуйтесь формой восстановления пароля.
Восстановить пароль