Городская газета:
Обратная связь
Актуально
Читать все
С юбилеем!
С юбилеем!

11 марта 2004 года, ровно 15 лет назад, вышел в свет первый номер газеты «Южно-Сахалинск сегодня».

Настраиваем цифровое ТВ
Настраиваем цифровое ТВ

Пошаговая инструкция настройки приема цифрового эфирного телевидения

 

Календарь
Календарь
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Их воспитало море

Их воспитало море

73 года назад закончилась Вторая мировая война, в которой участвовали и совсем юные моряки.

« В годы войны 25 судов Дальневосточного пароходства, а с ними более 400 моряков, в том числе 59 юнг, погибли от минных взрывов, в схватках с военными кораблями, самолетами и подводными лодками противника.

Игорь Небыловский и Николай Устинов

Игорь Небыловский и Николай Устинов

Они родились в один год и жили в одном городе, но друг друга не знали. Окончили школу юнг, но с разницей в один год, потому и не познакомились. Оба начали свой боевой путь на судах Дальневосточного пароходства, но и тут судьба их развела: один ходил в США за ленд-лизовскими грузами, второй освобождал Корейский полуостров, участвовал в боевых действий на Южном Сахалине и Курильских островах. Пути их пересеклись уже после войны, в портовом городе Холмске. Дружба этих удивительных людей проверена и временем, и историей. Знакомьтесь: Николай Васильевич УСТИНОВ и Игорь Иеронимович НЕБЫЛОВСКИЙ – юнги Дальневосточного флота, ветераны войны и труда.

Николай Устинов

Родился 14 декабря 1929 года во Владивостоке. В 1943 поступил в школу юнг. С мая 1944 года регулярно участвовал в рейсах в Америку и Канаду, доставляя на Родину грузы по программе ленд-лиза. После войны выучился на капитана дальнего плавания. Трудовой стаж – 60 лет. На Сахалине с 1950 года. В числе наград - орден Отечественной войны 2 степени, медали « За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», « За Победу над Японией», « Маршал Советского Союза Жуков», « Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», почётные знаки « Участник плавания в конвоях», « Юнга огненных рейсов» и другие. Живет в г. Холмске. С 1978 года руководит региональным советом  юнг.

Опасный Тихий океан

В первый свой рейс я отправился в 1944 году. Пошли мы в США, потом  на Канаду. Конечно, было опасно, японцы наши суда топили, торпедировали, несмотря на договор о нейтралитете. Поэтому на нашем торговом пароходе «Брянск» установили восемь пушек типа «Эрликон». Меня назначили командиром такого орудия. Помимо торпед, нас в пути подстерегала еще одна опасность - плавучие мины. Мы видели, как взрослые боятся, порой мучительно. А нам помогал справиться с чувством опасности возраст. Мы были подросткам, почти детьми, и страха никогда не испытывали! И потом, мы воспитаны были так, что для нас все эти опасности побоку, главное – за Родину, за Сталина, вперед!

Заграница

 Всего в 1944-1945 год  я совершил 12 рейсов на США и Канаду. Нам там нравилось, особенно в Америке. Мы очень быстро познакомились и подружились с местными ребятами. Помню, подходим в берегу, швартуемся, а они уже бегают по причалу, руками машут! В Америке мы оценили автоматы с шоколадом. И, конечно же, воровали оттуда сладости. Дело это нехитрое, главное – знать, куда и с какой силой стукнуть по этому агрегату. И в самоволку, бывало, ходили до самого утра, а потом лезли на судно по канатам, чтобы вахтенный не увидел.

Первый шопинг

Николай Устинов, США, Олимпия, 1943 г.

Николай Устинов в США, 1944 г.

У меня сохранилась фотография, где я запечатлен  в 1944 году в США, в порту города Олимпия, штат Вашингтон. Форма на мне американская: шапочка шерстяная, куртка, штаны, ботинки… Когда первый раз пришли в Америку, были одеты ужасно, кто в фуфайке, кто в старом драном отцовском пальто. Перед тем, как сойти на берег, нам выдали  дополнительно к зарплате  по 30 долларов на покупку одежды. По магазинам с нами отправился  помполит (первый помощник капитана по политической части), чтобы помочь выбрать то, что надо. Там мы и приоделись.

Победа

О том, что война закончилась, мы узнали, когда находились в Канаде, в Ванкувере, и тут же приостановили погрузку. Жители Ванкувера собрались на причале у нашего судна, поздравляли нас, искренне радовались и ликовали вместе с нами, а по городу были развешаны портреты Сталина. А потом помполит организовал торжество: кок наварил огромный котел отличного борща, накрыли столы, разлили водку, и мы дружно отметили День Победы.

Трудовой конвейер

В августе 1945 года мы, возвращаясь из Ванкувера, получили приказ завернуть к Сахалину и блокировать северное побережье  Хоккайдо, чтобы не пропустить японские суда на Сахалин и Курильские острова. Помню,  как ночью высаживали на Курилах разведчиков. За время боевых действий судно не раз обстреливали  японцы из зенитных орудий, вокруг шныряли вражеские субмарины, а самолёты противника сбрасывали торпеды. Однажды несколько торпед пошло в сторону « Брянска», но благодаря хорошему маневрированию судна они прошли мимо. 3 сентября мы отправились на Магадан, там перегрузка-выгрузка, и опять ушли в рейс на США. Это был безостановочный конвейер…

Игорь Небыловский

Родился в Спасске-Дальнем 17 марта 1929 года. В 1937 переехал с семьей во Владивосток. В 1944 году поступил школу юнг. Окончив ее, был направлен матросом второго класса на военизированное судно «Новороссийск». В августе 1945 года принимал участие в боях за освобождение Корейского полуострова, а также Южного Сахалина и Курил. Демобилизовался в 1947 году, в 1950 переехал на Сахалин, в город Холмск. Работал в Холмском торговом порту, на судоремзаводе, в органах МВД, на базе Управления морского рыболовного и зверобойного флота. Ушёл на пенсию в 1996 году. Награждён орденом Великой Отечественной войны 2 степени, орденом КПРФ « Партийная доблесть», медалями « За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», « За безупречную службу», памятной медалью в честь юбилея освобождения Южного Сахалина и Курильских островов, имеет звания « Ветеран Тихоокеанского флота», « Ветеран труда» и другие. Живет в Холмске.

Школа юнг

В 1944 году во Владивостоке я поступил в школу юнг. Занимались мы недолго, около двух месяцев, но серьезно изучали американскую и японскую морскую технику. Когда окончили курсы, я получил от капитана порта мореходную книжку, звание «матрос 2-го класса» и направление на судно «Новороссийск». Оно было оборудовано пушками, пулеметами и аппаратами для сбрасывания глубинных бомб против подводных лодок. Так в 1945 году началась моя военно-морская карьера.

Игорь Небыловский с однополчанами

Игорь Небыловский с однополчанами, 80-е г.

Опасные переходы

Работали много, занимались перевозками и доставкой грузов. Получили направление идти за грузом в Америку, в Сан-Франциско, но нас завернули назад. В районе Алеутских островов была неприятная встреча с японской подводной лодкой, еле мы от нее удрали. Туман помог и умелые маневры нашего легендарного капитана Бориса Николаевича Артюха, который сохранил и судно, и экипаж.

Спасение на водах

По пути назад зашли на Камчатке в бухту Ахомтен (сейчас бухта Русская) лоцмана взять, там очень сложный рельеф, рифы, и вдруг увидели сигнальную ракету. Смотрим, вдалеке лодка резиновая болтается! Оказалось, там трое американских летчиков, их самолет сбили японцы, и они 17 дней пробыли в океане. Мы доставили их в Петропавловск-Камчатский, а потом до 20 августа 1945 года осуществляли перевозки военных грузов.

Боевые действия

После пришли во Владивосток, там взяли десант, конвой из подводных лодок и эсминцев и пошли на Японию. Но туда мы не попали, потому что на Хоккайдо уже высадились американцы, поэтому мы получили приказ идти на Сахалин, в порт Маока (ныне г. Холмск).  Ну, здесь ужас был. Мы вторым эшелоном подошли, но попали в самое пекло, война здесь была в разгаре, пули свистели, только успевай уворачиваться.

Корея

Потом в Корею сходили, были в портах Расин, Сенкосин, Сейсин и Гёнзан. В Сейсине разгорелся сильный бой, мы принимали в нем участие. У нас на корме были установлены тяжелые орудия и около 10 пулеметов крупнокалиберных, а на баке – скорострельная пушки, и мы вели бой с борта нашего судна, которое, по сути, было неприступной крепостью. Мы, молодежь, воевали на равных со старшими членами команды. Что нами двигало? Искренняя ненависть к противнику. Это помогало преодолеть страх.

Опасное приключение

Помню еще случай. Вывозили мы пленных японцев с Курил. Когда шли по проливу между Хоккайдо и Сахалином, они повязали охрану, и попытались захватить судно. Но капитан Артюх заявил им, что если они не вернутся в трюм, он откроет кингстоны и затопит судно. Это подействовало, японцы подчинились. Конечно, было страшно! Вот такие приключения…

Дни Победы

9 мая 1945 года я находился во Владивостоке. Ликование, салют – все было. А 3 сентября, когда закончилась вторая мировая, я плохо помню. Стерлось это событие в моей памяти, но точно знаю, что в этот день я тоже был во Владивостоке. Через два года после окончания войны демобилизовался, а потом мама, которая с отчимом переехала на Сахалин,  уговорила меня переехать к ним. Так я в канун 1950 года прибыл в Холмск. С тех пор здесь и живу…

встреча с молодежью. 2010 г.

Игорь Небыловский и Николай Устинов встречаются с молодежью, 2015 г.

Послесловие: полная версия интервью с Николаем Устиновым и Игорем Небыловским будет опубликована в 4 томе альманаха «Победители», который выпускается под патронатом депутата ГД РФ Георгия Карлова и выйдет из печати в ноябре нынешнего года.

Страницу подготовила Юлия ВЯТРЖИК

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Внимание! Для корректной работы у Вас в браузере должна быть включена поддержка cookie. В случае если по каким-либо техническим причинам передача и хранение cookie у Вас не поддерживается, вход в систему будет недоступен.
Слайдер партнеров
Контакты
Адрес:
Южно-Сахалинск
График работы:
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
`$site.phones[0].num_title`
Обратная связь
Подписка на электронную версию газеты